РАДИ ДОСТИЖЕНИЯ КАКОГО РЕЗУЛЬТАТА
СТОИТ ТРАТИТЬ ВРЕМЯ, СИЛЫ И ДЕНЬГИ?


Интервью интернет-магазину muzonshop.ru


  Расскажите, пожалуйста, о начале работы с учениками. Как все началось?

  Моя биография, наверное, мало кому интересна. А вот вопрос, который я себе задавал, будучи абсолютным дилетантом в том, что касается вокала, я озвучу. И если у нашего с вами читателя этот вопрос никогда не возникал, то и дальнейшее чтение этого текста не будет ему интересно. Хотя, могу допустить, что кто-то после прочтения интервью обратит на это внимание и его восприятие музыки изменится.

     Итак, вот этот вопрос:

 -Почему самые яркие звезды нашей эстрады (в то время это Алла Пугачева, София Ротару, Эдуард Хиль, Лев Лещенко, Ларса Долина и пр.) да и сейчас любая из "звезд эстрады",что называется, "рядом не стоят" со средним западным исполнителем, я уже не говорю о мэтрах мировой величины.

  То, что они  инопланетяне, я отбросил сразу. Значит, ответ следует искать где-то в другом месте. И я направился в Институт имени Гнесиных. То, что доносилось из кабинетов почтенного заведения, и то, что я услышал на курсовых экзаменах, повергло меня в уныние. Мне стало понятно, что поиск ответа не будет легким. Позднее, мне на ум пришла аналогия со скрипками известного мастера Страдивари. Ведь что-то отличает его творения от инструментов, сошедших с конвейера завода музыкальных инструментов. Хотя там тоже работают "профессионалы". И здесь мы подходим к основным заблуждениям большинства людей относительно голоса.

 Вот эти заблуждения:

-Голос у человека либо есть, либо его нет.
-И если голос есть, то он такой, каким его наделила природа.


  Отсюда делается ошибочный вывод, что обучение вокалу сводится к постановке дыхания, приобретению навыков использования так называемых резонаторов и правильному интонированию. Может быть, кто-то еще что-нибудь добавит в этот перечень. Но принципиальным остается одно -


"выше головы не прыгнешь!"

И абсолютная (я подчеркиваю это!), абсолютная глухота подавляющего большинства так называемых педагогов по вокалу, сравнимая с дальтонизмом, является причиной, из-за которой они не различают природу звука, издаваемого лучшими вокалистами мира. Тезис "выше головы не прыгнешь!" становится приговором их ученикам! В поединке между врачом и пациентом всегда оказывается прав врач: если пациент умер, то он сам и виноват - медицина сделала все возможное. Так же и с вокалом -  если ученик не демонстрирует прогресса, значит плох ученик! И если Вы, не согласны с этими постулатами, значит у Вас есть шанс состоятся в качестве вокалиста.                                                 

 Может ли вокалист быть универсалом, т.е. петь и классику и эстраду?


  Разумеется! И Николай Басков это блестяще демонстрирует! Шутка! А если серьезно, то послушайте песню Guarda che Luna в исполнении Паворотти. Или песню Barcelona в исполнении Фредди Меркюри и Монсеррат Кабалле. Или дуэт Андреа Бочелли и Кристины Агильера. Ответ на Ваш вопрос там.     

 Есть ли разница в подготовке сессионного студийного музыканта и концертирующего, поющего вживую?                    


  Разницы нет. Либо ты умеешь петь (играть, танцевать)и делаешь это хорошо, либо нет. Другое дело, что исполнение сольных партий требует большего от вокалиста, чем участие в бэк-вокале. Но здесь, я думаю, я истину не открыл. 

 Какая база для вокалиста должны быть первой - классическая или эстрадная?


  А этот вопрос является порождением еще одного заблуждения, которое я не упомянул. Нет базы эстрадной или классической. Иначе это уже не база. База в вокале может быть только одна. Если продолжать аналогию со скрипками страдивари, то инструменту (здесь скрипке, а в нашем случае голосу) все равно что Вы на нем играете. Это могут быть пассажи Паганини или "мурка", или "цыганочка" или сатирические куплеты. Спросите скрипача - на кого он учился - на "паганиниста" или на кабацкого лабуха?  С чего начинали свой путь классические и джазовые пианисты? В разных жанрах есть свои эстетические парадигмы и приемы, но они не отменяют всестороннего владения инструментом. А голос - это безусловно инструмент. Наверное, самый сложный и богатый обертонами.  

Существует такое мнение, что академический вокал более беден обертонами, чем  джазовый вокал и эстрадный. Так ли это?


  Я бы не проводил линию раздела по границе между академическим, джазовым и эстрадным вокалом. Так же как не стал бы раздавать оценочные баллы классической, джазовой и эстрадной музыке. Бессмысленно спорить о том кто сильнее - каратист или боксер? Сильнее тот, кто талантливее, лучше подготовлен и творчески подходит к делу. Ответ на Ваш вопрос - нет! это не так!

 Можете ли с первых нот при прослушивании определить, что вам ждать от ученика?


  Вопрос не корректен! Я с первых нот могу определить - чем уже обладает (или не обладает) ученик. А что от него ждать может сказать только специалист по психоанализу. У меня есть одна ученица (если она прочтет это интервью, она себя узнает), которую природа наделила потрясающей красотой, абсолютным слухом и сильным голосом. Я возлагал на нее большие надежды, так как каждый тренер ищет талантливого подопечного, чтобы полностью раскрыть свой тренерский талант. Но, очевидно, ее устраивает тот уровень владения голосом, который ей и так уже подарила природа. К сожалению, она приходит ко мне как в караоке-клуб - просто попеть песенки. В очередной раз, когда моими стараниями она взяла не досягаемые до того для нее ноты плотным наполненным обертонами звуком, она флегматично сказала: "да, раньше я так не могла. Давайте споем песенку". И тут я понял, что она совсем не настроена на покорение вершин мастерства. Ее и так все устраивает.  И наоборот, ученик, не обладающий сверхъестественными способностями, при соответствующем упорстве может достичь больших высот.  Известный культурист, продюсер и актер Александр Невский выиграл в этом году конкур "Мистер Вселенная". Тот самый, который выигрывал Шарцнегер четыре раза. И это притом, что в детстве он (А.Н.)был хилым болезненным мальчиком.

 Можно ли при обучении наработать слух? вывести его на новый уровень?


  Да. Все, что тренируется - развивается!

 Сколько лет вы преподаете вокал?


  В общей сложности 15 лет.

 Как вы работаете с учениками на занятиях? Расскажите, пожалуйста, о вашей методике преподавания.


  Это тренинговая методика - сродни тренажерному и гимнастическому залу. Принципы те же: развитие специальных мышц и наработка необходимых певческих рефлексов. Описать это невозможно. Так же как передать вкус плода авокадо. Даже тот факт, что вы знакомы со вкусом апельсина, не приблизит Вас к пониманию того что такое авокадо. Все это лежит в области ощущений. Не зря все притчи о мудрых гуру повествуют о том, как на вопросы учеников те отвечали действием, приводящим ученика к пониманию предмета вопроса. Могу рассказать одну такую в качестве дополнения к ответу на вопрос о том - что ждать от ученика, который решил, что хочет петь.
Итак, притча:   Приходит к известному гуру ученик и говорит ему, что хочет у него учиться. "А почему ты вдруг решил у меня учиться?" -спросил мудрец. "Да просто про тебя, учитель, молва идет на всю округу. Вот я и подумал, может и мне податься в ученики".  На что мудрец окунает голову ученика в чбан с водой, пока тот не начинает пускать пузыри. "Вот когда ты захочешь знаний так же как сейчас воздуха, приходи. А пока ты не готов" - сказал мудрец.       

Можно ли с "нерабочим" голосом сотворить чудо, восстановить потерянный голос?



  Так называемые проблемы с голосом имеют ту же природу, что и импотенция у мужчин - в 95% случая это психологические (в случае с голосом рефлекторные) зажимы, не имеющие патологической и медицинской основы. Все что тренируется - развивается!

Согласны ли вы со сравнением Шаляпина "работа над вокалом сравнима с трудом кузнеца"?                         


  Да, бесспорно! Кстати Шаляпин - один из очень немногих русских исполнителей может быть упомянут в числе мировых звезд оперной сцены.      

 Можно ли заниматься вокальными упражнениями самостоятельно, без преподавателя?              


  Если Вы точно знаете что Вы делаете и зачем, и  результат Вас устраивает - пожалуйста, занимайтесь самостоятельно.
Если же результат Вас не устраивает, а причину неудач Вы не знаете, тогда ищите педагога, который, по вашему мнению, отвечает на ваши запросы. Больше слушайте пение тех вокалистов, чей вокал для вас является примером, и  критически относитесь к тому, что навязывает Вам педагог. Потому, что "включив глубокое певческое дыхание", добившись "хорошей кантилены", "активизировав головной резонатор" и получив "полетный", с "высокой певческой формантой" поставленный голос, Вы  вдруг обнаружите, что еще дальше удалились от своих любимых исполнителей и встали на одну доску с типичными представителями "совковой" вокальной школы, о которых я упомянул вначале разговора. Если же именно это и было Вашей целью, тогда назовите меня самовлюбленным всезнайкой и продолжайте свой творческий путь не обращая внимание на таких умников, как я. Ибо сказано в библии "Не сотвори себе кумира!". Правда там же сказано и "Имеющий уши, да услышит!" - В любом случае решать Вам.      

 Сколько раз в неделю надо заниматься вокалом с преподавателем, а сколько самостоятельно?                 


   Все зависит от того чем заниматься с преподавателем, а чем самостоятельно. С иным преподавателем лучше вообще не заниматься!
А если серьезно, то, повторюсь, если результат Вас устраивает, делайте то, что делаете. Если же не устраивает, значит что-то надо менять. Для начала поменяйте педагога (если он у Вас уже есть). Или найдите педагога (если у Вас его еще нет).

 Может ли голос «сесть», «пропасть», «испортиться» с возрастом или от неправильного пения?                 


  С возрастом - нет! От неправильного пения - легко!!! Опять же, "потеря" голоса в подавляющем большинстве (!) случаев не имеет медицинской причины и не является необратимой!     

 Учите ли вы работать с микрофоном?               


   Да. Более того каждое занятие, состоящее из тренинга, который я уже упоминал, я заканчиваю студийной записью песни, над которой мы работаем. Этой записи присваивается текущая дата и сохраняется в архиве. Таким образом создается "журнал успеха". И в моменты творческого кризиса, когда ученику кажется что ничего не получается и мы стоим на месте, мы слушаем запись предыдущего урока и все сомнения снимаются. У меня как в шахматах - все ходы записаны.     

 Микрофон для вокалиста много значит?                       


   Так же как и инструмент для инструменталиста. Я абсолютно убежден, что учиться надо на хорошем инструменте и на хорошей аппаратуре. Именно поэтому у меня стоит лучший в истории человечества микрофон Neumann U47. Поскольку работа над голосом заключается в создании богатейшего обертонами голоса (см. мою аналогию со скрипкой мастера Страдивари), то результат работы не будет оценен по достоинству, если на пути между вокалистом и слушателем (а на занятиях это одно лицо, так как вокалист после записи сам оценивает свои успехи) стоит плохая аппаратура.    

 Полезно ли вокалисту, который собирается петь сольно, пение в хоре?             


   Есть один постулат, который я часто повторяю в числе прочих: "Не важно ЧТО делать - важно КАК делать!" . Один мой знакомый вокалист заявил однажды "официально", что пение в хоре "сажает" голос. Я могу так же "официально" заявить, что так как он поет, голос "сядет" не только в хоре. Ответ же на ваш вопрос следующий - если Вы поете "правильно", то любое пение только на пользу голосу. Термин "правильно" значит для каждого свое, ибо вокал - это религия, т.е. "во что веришь, то и есть!" Я глубоко убежден, что Лариса Долина и певица Валерия считают себя выдающимися вокалистками и имеют своих почитателей. Именно поэтому я не настаиваю на всем сказанном сегодня. "Пусть цветут все цветы". И каждый для себя решает что для него хорошо , а что плохо. Что является правильным, а что не правильным.     

Благодарим Вас за интервью!


Интервью интернет-магазину www.muzonshop.ru
Оригинал статьи http://www.muzonshop.ru/guide/intervyu/intervyu_s_uchitelem.html



11 комментариев:

  1. Уважаемый Автор! Читаю Вас и замечаю,что Ваши рассуждения все больше совпадают с моими,и оттого Вы мне как личность все больше нравитесь.Может потому,что мы шли близкими путями.Очень хотел бы вступить с Вами в переписку.

    ОтветитьУдалить
  2. Какие упражнения для голоса Вы посоветуете тем, кто хочет научиться петь с нуля для самостоятельных занятий вокалом?

    ОтветитьУдалить
  3. Любые из тех упражнений для постановки голоса, что предлагаются на видеоуроках в интернете и публикуются в форумах, посвященных обучению вокалу.
    Важно не ТО, что Вы делаете, а то КАК Вы это делаете.
    А с этим Вам поможет только ТАЛАНТЛИВЫЙ педагог по вокалу!
    Молоток и стамеска - инструмент каждого резчика по дереву, но только избранным удается создать шедевр.)

    ОтветитьУдалить
  4. Где Вы преподаете?

    ОтветитьУдалить
  5. У меня не много грустная ситуация...меня душили(видимо старательно)высокие ноты не могу тянуть,срываюсь...а голосина был....УХ...что посоветуете мне сделать?за ранее очень вам благодарна!

    ОтветитьУдалить
  6. Я не эктрасенс. Заочно и даже по фотографии не лечу))

    ОтветитьУдалить
  7. Михаил, мне очень жаль, что вы преподаете в Москве точнее что я не могу попасть на ваши уроки. Я с детства мечтала научиться петь, но меня нигде не брали , а в муз. школе у нас ,был хор и меня даже учили петь но академическим вокалом а я всегда хотела научиться петь эстрадным. я прочитала все что вы пишите и полностью согласна с вами. Мне уже 15 а я так и не нашла педогога по вокалу, который помог бы мне справиться с моим голосом, убрать все преграды, мешающие мне петь и помочь достичь красивого голоса. Я искала даже онлайн уроки в интернете но так ничего не нашла, зато наткнулась на вашу страничку) Не могли бы вы мне рассказать хмм.. основные приемы, распевки по которым можно настроить свой голос. упражнения для расслабления горла и чтоб звук был открытым и свободным?

    ОтветитьУдалить
  8. Уважаемый аноним! Создание вокального аппарата (а именно так я называю процесс формирования и развития певческого голоса) сложный и многогранный процесс. Ваше обращение ко мне можно проиллюстрировать аналогичным обращением к художнику: "я не могу до вас доехать чтобы заказать Вам свой портрет. Научите меня как мне нарисовать свой портрет самой - подскажите каких мазков мне надо поделать".))
    Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос.

    ОтветитьУдалить
  9. спасибо за полезную информацию. Я тоже люблю петь, и голос пропадал ни раз. Помогло молчание, хоть и было тяжело, а так же лекарство натуральное Гомеовокс, это единственный препарат для восстановления голоса и лечения охриплости. Сейчас я конечно стараюсь не перенагружать связки, и отдыхать в перерывах.

    ОтветитьУдалить